Поговорим о Мотивации

Алексей Ратушный
Чтобы равзвеять сомнения в уместности этой серии  публикаций на ресурсе "Стихи.ру" укажу, что здесь подробно раскрывается содержание и методологическая подоплека большого цикла моих шахматных песен и стихов, создававшихся в русле обеспечения глубокой идеологемы шахматного всеобуча. В следующей публикации я надеюсь подробно раскрыть этот тезис.

Рассматривая шахматную карту Киева мы должны обратить внимание на уже отмеченные в Интернете списками сложившиеся центры детской шахматной активности в городе.

1.СДЮШОР -3 (http://www.chessclub.kiev.ua/)
2.ДЮСШ Київського палацу дітей та юнацтва (http://palace.kiev.ua/ )
3.Клуб "Товариш" (http://clubtovarisch.wordpress.com/)
4.Клуб "Десантник- Спарта" (http://desantnik.kiev.ua/main/history-des-spar/)
5.Клуб "Гамбіт" (http://club-gambit.kiev.ua/)
6.ДЮСШ№23 (проспект Маяковського, 24-в, +38(066)191-54-13)
7.Українська шахова академія (http://chessclub-kiev.org/index.php/)
8.Клуб "Киівский каштанчик" (ул. Шулявська, 5, 331-06-30)
9.Дитячо-юнацький центр Дарницького району(http://www.chesspage.kiev.ua/fed/kashtanchik)
10.Республиканська школа Авангард (Заслонова 14, 566-90-67)
11.Академія шахів (Золотовустівська 1, 486-83-62 http://chessclub.net.ua/)
12.Клуб "Оболонь-гроссмейстер" (Агрегатна 9, 428-24-18, 410-26-58)

Вот как мотивируют родителей на сайте СДЮШОР №3:
"Шахматное  отделение  СДЮШОР №3 существует более 40 лет.
 
За эти годы подготовлено 6 международных гроссмейстеров, 17 международных мастеров и мастеров,  более  100 кандидатов в мастера спорта, более 400 перворазрядников и огромное количество шахматистов массовых разрядов.
         Тренерский  коллектив ставит себе задачу  воспитывать не только квалифицированных  профессиональных  шахматистов, чемпионов г. Киева, Украины, Европы и мира, но и создание в нашем клубе  атмосферы  дружбы и  доброжелательности.  Мы  пытаемся максимально реализовать то,  что дает  детям  занятие  шахматами.
Эта древняя игра способствует  развитию интеллекта ребенка. Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей кмикрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
 Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина: «С помощью шахмат я воспитал свой характер». 
Словом, польза от шахмат огромная, а затраты минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра — своего рода уникальная, волшебная «таблетка», которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим... И  пусть не  все становятся чемпионами  -  тренеры  СДЮШОР №3 хотят, чтобы все наши  ученики вспоминали  наш  клуб  как теплый  дом,  где их всегда  рады  видеть.
Наш клуб является главным центром проведения всех чемпионатов г. Киева среди юношей и девушек. У нас проводятся также финалы и полуфиналы чемпионатов г. Киева среди мужчин и женщин.
 В нашем гостеприимном клубе трижды (1994 г., 2006г и 2010г.) проходили чемпионаты Украины среди юношей и девушек.  Особенно мы гордимся, что в 1994 году чемпионом Украины в возрасте до 12 лет стал Руслан Пономарев. Именно после этого турнира  началось его  триумфальное  восхождение к званию  чемпиона мира среди мужчин." Конец Цитаты!

Рассмотрим этот мотивационный блок подробнее:
"Шахматное  отделение  СДЮШОР №3  существует более 40 лет."
Указание на этот библейский срок имеет ряд мощных подтекстов, но и сама по себе цифра не может не вызывать уважение в современном быстро меняющемся мире. Осмелюсь напомнить читателям, что современные шахзматы существуют более 400 лет, а  вместе со своими прародителями – шатранджем и чатурангой – речь идет о тысячелетиях. Город Киев существует официально полторы тысячи лет.
 
"За эти годы подготовлено 6 международных гроссмейстеров, 17 международных мастеров и мастеров,  более  100 кандидатов в мастера спорта, более 400 перворазрядников и огромное количество шахматистов массовых разрядов."
Число подготовленных спортсменов высочайшего уровня не может не впечатлить.сто кандидатов в мастера и четыреста перворазрядников за сорок лет – это два-три кандидата в мастера в год и десять перворазрядников в год в среднем. Практически полноценный состав турнимра по круговой системе. Это также впечатляет. Жаль, что не расшифрована цифра «огромное» и не показан обобщенный контингент занимавшихся. Понятно, что учтены далеко не все, и всё жэе был бы интереснейший материал для аналитики. Весь этот пул данных показывает родителю, что ребенок может попасть в грамотно организованную структуру, профессионально работающую с учеником и предоставляющую ему весьма солидные возможности.

Теперь открывается концептуальный блок мотивации.
"Тренерский  коллектив ставит себе задачу  воспитывать не только квалифицированных  профессиональных  шахматистов, чемпионов г. Киева, Украины, Европы и мира, но и создание в нашем клубе  атмосферы  дружбы и  доброжелательности." 
Любопытное представление двух противолположных парадигм шахматного образования. Здесь как бы демонстрируется синтез двух парадигм в одной идеологеме в целом.
Мы  пытаемся максимально реализовать то,  что дает  детям  занятие  шахматами.
Здесь даётся наиболее обобщённое представление о миссии школы: максимально реализовать то, что даёт занятие шахматами.
То есть и самому ребенку дать самореализоваться по максимуму, и раскрыть ему всё богатство современных шахмат во всех их позитивных проявлениях по максимуму!

Теперь начинается раскрытие предыдущего постулата. Пронумеруем тезисы по мере их «поступления».
1."Эта древняя игра способствует  развитию интеллекта ребенка". – спорить здесь по существу вроде бы и не с чем.
2."Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам". – Мы не одиноки!
3."И это не случайно". – то есть закономерно!
4."Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире". – интеллект уже упоминался, теперь обращается внимание на другие стороны личности.
5."Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение". – хорошая конкретизация предыдущего!
6."Шахматы также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс". – очень чёткая фиксация тренинговой роли при подготовке к жизни в современных условиях.
7."Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход". – таким образом актуализируется момент волевого противостояния трудностям.
8."Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить",  - новый поворот кубика: роль игры в становлении логически правильного мышления.
9. "а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся", - прямое указание на практическую образовательную пользу – повышение качества учения.
10. "без проблем поступают в институты", - включает два аспекта – волевой – преодоление сложных экзаменов и экономический – меньше платят репетиторам.
11. "делают прекрасную карьеру".- Упор на тотальную профессиональную перспективность в карьере! Сильный мотивирующий тезис!
12."Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения". – Переход от мозгов и души к телу.
13."Если ребёнок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков". – воспитание самодисциплины, ставление самоорганизованности.
14. "Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина: «С помощью шахмат я воспитал свой характер»."  - Ссылка на шахматный авторитет и непрямое указание на эмоционально-волевое обеспечение личности.
15."Словом, польза от шахмат огромная, а затраты минимальные". – Подводящий общий итог этому пулу мотиваций и переводящий вопрос в социально-экономическую плоскость.
16."На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги". – ссылка на конкурентов справа и слева!
17."Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место". – Мощная ссылка на авторитет ЮНЕСКО, авторитет науки США и Швеции и общее указание на пользу с подчеркиванием роли и места шахмат в образованити детей «там».
18."Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы".- Указание на опыты по формированию отдельно преподаваемой дисциплины.
19."Ибо эта игра — своего рода уникальная, волшебная «таблетка», которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим..." -  Оригинально и сильно построенный элемент с привлечением прекрасного образа.
20."И  пусть не  все становятся чемпионами  -  тренеры  СДЮШОР №3 хотят, чтобы все наши  ученики вспоминали  наш  клуб  как теплый  дом,  где их всегда  рады  видеть". – Завершающее повторение тезиса о синтезе двух противоположных шахматных образовательных парадигм.
Завершив таким образом общеобразовательный блок приступают к освещению третьего пула мотивации – спортивным аргументам.
"Наш клуб является главным центром проведения всех чемпионатов г. Киева среди юношей и девушек.
У нас проводятся также финалы и полуфиналы чемпионатов г. Киева среди мужчин и женщин.
В нашем гостеприимном клубе трижды (1994 г., 2006г и 2010г.) проходили чемпионаты Украины среди юношей и девушек. Особенно мы гордимся, что в 1994 году чемпионом Украины в возрасте до 12 лет стал Руслан Пономарев. Именно после этого турнира  началось его  триумфальное  восхождение к званию  чемпиона мира среди мужчин."
Заключительное упоминание гениального украинского шахматиста закономерно становится вершиной мотивационного раздела сайта.
Можно ли дополнить и усилить этот прекрасный мотивирующий раздел сайта?
На мой взгляд – бесспорно. И об этих направлениях усилений и уточнений мы поговорим в продолжении этой публикации.
А пока отдохнём и призадумаемся.